Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

Мавзолей Кусам ибн Аббаса

Мавзолей Кусам ибн Аббаса в группе мавзолеев в Шахи-Зинда.
Двоюродный брат Мухаммад-пайгамбара, который прибыл в Самарканд проповедовать ислам. Гробница Кусам ибн Аббаса всегда занимала первое место среди святынь города. Об этом двоюродном брате пророка, который будто бы пришёл в Самарканд в 56 г.х. (676 г. от Р.Х.) вместе с полководцем Саидом ибн Османом [1], мы у самих арабом находим противоречивые известия: по одним, он был убит, по другим - умер естественной смертью[2]; по некоторым, он даже умер не в Самарканде, а в Мерве[3]. Ученый-богослов Абу Тохир Ходжа пишет, что «после того, как Саид ибн Осман мирным путем завладел Самаркандом и обратил жителей его в ислам, он с небольшой частью своего войска оставил здесь Куссама для утверждения веры и введения основ шариата.
В 56 г. хиджры неверные и лицемеры из окрестностей города произвели нападение на исламское войско и Кусам был убит стрелой в намаз-гохе. Тело его было погребено на кладбище Бану-Нахия, в боку пещеры. Более же достоверно мнение, что Кусам был убит стрелой во время сражения Саида ибн Османа с жителями Самарканда и похоронен на кладбище Бану-Нахия. Аляма Утби в своём сочинении «Шарх-и-Сахих-и-Бухари» удостоверяет, что действительно могила Куссама находится в Самарканде, близ железных ворот (дарвоза-и-аханин) на кладбище Бану-Нахия. Абу-Абдулла в «Таарих-и-Нишапур» упоминает, что достовернее то, что Кусам и скончался, и похоронен в Самарканде.
По другому сказанию Кусам обрел мученическую кончину в местности Ширинкент; тело его было перенесено через реку Кухак и похоронено на кладбище Бану-Нахия[4]. В эпоху Тимура было построено здание мавзолея, в том месте, где до этого были здания ещё доисламского времени.

 


[1] Бартольд В.В. Географический очерк Мавераннахра, Т.1, М., 1963, стр.142.

[2] Балазури, 412, на которого ссылается Бартольд, там же.

[3] Якуби, Китаб ал-булдан, 298, Нершахи, изд.Шефера, 39. Там же.

[4] Абу Тохир Ходжа, Самария, СКСО, вып.VI, 1899, стр.175-176. На стр. 247-250 приводится комментарий Вяткина В.Л., в котором он ссылается на Ходжа Абду Рахмана, написавшем в «Ансабнаме», что в день праздника жертвоприношения «Аид-и-азхи», когда мусульмане находились на намазе, то на них напали «тарсо» - христиане и «поспешили убивать людей веры». Некоторые историки были несогласны с тем, что Кусам в тот день погиб, а отбиваясь от врагов и получив массу ран, достиг колодца (чох) Шаабон и  скрылся в нём через расступившийся михраб. СКСО, стр. 249.