Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

О зороастризме

Идея созидания Вселенского разума характерна не только для кажущихся нам экзотическими древнейших магических и религиозных учений – она призывает всю историю европейской культуры и многие мыслители в различные эпохи высказывали эту мысль, не обращаясь зачастую к идее Бога. «Космическое излучение вечно и непрерывно льёт на лик Земли мощный поток сил…
Благодаря космическим излучениям биосфера получает во всём своём строении новые необычные и неизвестные для земного вещества свойства. Живое вещество биосферы благодаря им проникнуто энергией, оно становится активным, собирает и распределяет в биосфере полученную в форме излучения энергию, превращает её в конце концов в энергию в земной сфере свободную, способную производить работу. Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма, в котором как мы знаем, нет случайностей»  - читаем мы у В.И.Вернадского.

 Истоки первых религиозных представлений предков современного человека тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Это могло иметь место лишь на определённой ступени трансформации нижнепалеолитических палеоантропов, в людей современного типа, сапиентных, т.е. разумных, обладающих уже умением рассуждать и потому способных не только к накоплению и осмелению практического опыта, но и к некоторой абстракции, к реализации чувственных восприятий в сфере духовной, т.е. к работе мысли.

О зороастризме мы знаем и много и мало. Много потому, что об этом учении имеется много литературы, как научной, так и художественной. Мало потому, что ни по одному научному вопросу не было высказано такого количества самых разноречивых гипотез, как по вопросу о зороастризме, о родине этого учения, или о том, были ли первые персидские цари зороастрийцами. О родине Заратуштры – основоположнике зороастризма, существуют две теории «западная» и «восточная». «Западная» теория считает, что распространение этого учения началось из Мидии. Это государство располагалось на территории северного Ирана и «восточная», по которой колыбелью этого учения является Средняя Азия. Называются Хорезм, Бактрия (город Балх), Согд (г.Самарканд), или Фаргана. Два-три года назад появилось ещё одно мнение, что зороастризм зародился на южном Урале, где археологическими исследованиями было найдено большое количество поселений с центральным городищем Аркаимом в плане своём символизирующем Солнце. (Реконструкция городища была проведена Челябинским археологическим отрядом под руководством известного археолога Г.Б.Здановича). Раскопки Аркаима свидетельствуют о том, что его жители и других поселений, прилегающих к нему, были сторонниками этого учения уже в конце второго тысячелетия до н.э. В «Авесте» имеются сведения о погребальном обряде зороастрийцев, почитающих священных животных – коровы, собаки, петуха и других животных и птиц. Нет нужды подробно описывать концепцию зороастризма. Она достаточно освещена в работе М.Бойз «Зороастрийцы», а в книге Джаббарова И., Дресвянской Г. «Духи, святые, боги Средней Азии», Ташкент, 1993 г., стр.20.

Бесценным источником по истории народов Центральной Азии является «Авеста», священная книга зороастрийцев. В ней рассказывается о культуре населения древней Бактрии, Согдианы, Хорезма и др.областей. «Авеста» связана с именами человека по имени Заратуштра, который начал проповедовать своё учение в первой четверти первого тысячелетия до н.э. Проповеди Заратуштры были записаны гораздо позднее, приблизительно в 1 веке до н.э., собраны в 21 книге и дошли до настоящего времени.

Среди многих археологических находок последних лет особенно знаменательными являются находки оссуариев в Самаркандской области. Слово оссуарий происходит от латинского «OS» - кость и этим  словом называется миниатюрный гроб из глинs? Алебастра или камня, предназначенный для погребения костей умершего. Обряд захоронения не самого умершего, а только его костей был распространён в средние века довольно широко, оссуарии находили и находят в Египте, Палестине, Иране, в Средней Азии. На территории Средней Азии, в Узбекистане их находят повсеместно.

 

Четырёхугольные оссуарии находили преимущественно в Самаркандской области, вообще, в южной части Туркестана. Оссуарии Ташкентской области и дальше и дальше к северу почти все овальной формы. Подтверждаются известия письменных источников о согдийских колониях в Семиречье, хотя по грубости изображений они резко отличаются от оссуариев настоящего Согда, т.е. самаркандские. В Туркестанском музее находится выкопанный в Семиречинской области близ г.Бишкека оссуарий четырёхугольной формы, но с несколько необычными и крайне грубыми изображениями. В качестве рабочей гипотезы можно предположить, что в сравнении с Согдом, Чаг-Илак был окраиной зороастризма, как религии, а Согд его центром. Оссуарии Согда более изящны и оригинальны. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства. Что касается изображений на оссуариях, то здесь можно привести пример с Биянайманскими оссуариями. Оссуариев такого типа в Средней Азии находят довольно много и связывают их с зороастризмом Ирана, где зороастризм по крайней мере в эпоху Сасанидов играл несомненно большую роль, нежели в Трансоксиане. Гробиков с костями-остодонов, найдено не так уж много. С другой стороны не лишён интереса и тот факт, что в ряде местностей Востока – Палестине, Египте и в Макрестании – открыто, как известно, значительное количество оссуариев еврейского происхождения, что с несомненностью удостоверяется подписями на них. Эти обстоятельства заставляют предположить, что, возможно, далеко не все вреднеазиатские костехранилища содержали остатки маздеистов, и многие их них вполне могли принадлежать евреям и христианам, а также представителям других культов, в то время распространённых на почве Тарсоксианы. К этим культам прежде всего следует отнести манихейство и среднеазиатский буддизм, испытавший на себе, как можно предполагать влияние местного зороастризма и, в свою очередь, повлиявший на развитие последнего. Кроме оссуариев был обычай погребения умерших в наусах. Наусы – это немусульманские погребальные сооружения, распространённые у некоторых народов Средней Азии, религиозные обряды которых запрещали погребения умерших в земле (зороастрийцы).
Например: Туябугузские наусы, которые расположены в местности Ортабоз, на северном берегу Туябугузского водохранилища Ташкентской области. До раскопок они представляли собой лессовые холмы высотой до 2-х метров и диаметром 15-20 метров. Археологическое изучение показало, что все постройки сложены из крупных блоков-пахсы, с надстройкой стен и сводчатых перекрытий полотка и входа сырцовым кирпичом крупного формата 40 х 26 х 10 см. Снаружи наусы имеют в плане круглую форму с диаметром у основания от 8 до 10 метров. Внутри имеются помещения прямоугольной формы размером от 2,6 х 2 метра до 3,3 х 2,2 м и высотой свода немногим более одного метра, являющиеся погребальными камерами. Вход в камеру был в виде узкого (55-67 см), длинного (от 2,5 до 5 м) и низкого (от 0,7 до 1,1 м) коридора (дромоса). Камеры не имеют строгой ориентации по сторонам света. Полкамеры и коридора приподнято над основанием сооружения на 0,4 м. Основание науса сделано в виде специальной платформы из пасховой кладки. В стенках камер имеются от одной до трёх ниш в 0,5-0,7 м глубиной, шириной и высотой 0,6-0,75 м. На внутренних и наружных поверхностях стен наусов, а также на полу сохранилась глиняная (с добавлением самана) штукатурка толщиной в 1 см. В камерах всех изучавшихся наусов были найдены беспорядочно лежавшие человеческие кости и фрагменты оссуариев. Один оссуарий почти строго цилиндрической формы с четырьмя налепными ножками и крышкой был найден целым в наусе №3. В наусах были обнаружены пряжки с круглой рамкой и подвижным язычком, медное листовое украшение в виде семилпестковой розетки, небольшие ножи, шпильки, каменная палочка с отверстием, монеты, глиняные сосуды, бусы, раковина каури . Найденные материалы имеют аналогии в различных, изучавшихся ранее могильниках Ташкентской области и позволяют датировать наусы 7-8 вв. н.э.