Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

Поселения древнего Согда

Григорьев Г.В. Ростовцев О.М.

Впервые в письменных источниках Согд (Сугуда) упоминается как одна из сатраний Дария Гистасна. В клинописных надписях Дария это название приведено в числе среднеазиатских провинций. Геродот упоминает эту страну в числе сатраний Дария. Кроме того, мы узнаём, что во время Греко-персидской войны согдийцы принимали участие в ополчении Ксеркса.
Упоминается Согд и в Авесте. В дальнейшем мы узнаём о нём из воспоминаний историков похода А Македонского в Среднюю Азию в 329-327гг. до н.э, когда Александр завоевал Согд и включил в состав своего государства. В этот период Согдом называлась страна, расположенная в бассейне реки Зеравшан. Однако в Согд иногда включалась вся территория между средним течением Сыр-Дарьи и Аму-Дарьёй. (Страбон, География, книга 11, глава 8, перевод Мищенко).

После мусульманского завоевания, Согдом называлась лишь восточная часть долины Зерафшана, примерно от города Дабусии. (В.Томашек, Согдиана, стр.62-63). В узбекский период это название носили лишь два тумана, расположенные к северо-западу от города Самарканда, по среднему течению Зерафшана (В.Л. Вяткин, Материалы к исторической топографии Самаркандского вилайята, Самарканд, выпуск 7, 1902, стр.57). Археологические исследования начались в долине Зерафшана вскоре после завоевания края русскими. Однако главное внимание исследований было сосредоточено на архитектуре мусульманского периода. Кроме того, более или менее крупные раскопки производились на городище Афросиаб, находящиеся в Самарканде (предполагаемая Мараканда греческих историков). Здесь вели раскопки Борзенков 1874, Крестовский 1873, Н.И. Веселовский 1885, В.В Бартольд 1904, и, наконец, в течение ряда лет В.Л. Вяткин. Л.Зимин вёл разведки и раскопки в 1913-1914 годах, А.Ю. Якубовский в 1934 годах в Бухарском оазисе и В.Л. Вяткин в районе Катта-Кургана в 1929г, а также мелкие регонсуировки других исследователей, относились главным образом, к памятникам уже мусульманского периода.

В 1936 году по инициативе Самаркандского исторического музея начато археологическое изучение Самаркандского района. Здесь сохранилось значительное количество руин древних поселений, представляющих собой огромные холмы, так называемые “тепа”. Научным сотрудником Самаркандского музея И.А. Сухаревым и нами был обследован район между Самаркандом, Зерафшаном и отрогами Зерафшанского хребта (Агалык-тау), на площади около 200 кв.км. Здесь зарегистрировано несколько десятков городищ, причём среди них выделился тип, дающий наиболее древние материалы.
Эти городища имеют чрезвычайно характерные черты. В плане они представляют собой каре из разрушенных построек. В центре двора, образуемого этими постройками, находится высокий холм, являющийся руинами зданий. Обследованная местность представляет собой мягкий склон, идущий от отрогов Зерафшанского хребта к направлению к Зерафшану.
Он прорезан в меридиональном направлении рядом сухих русел. Одним их этих русел, пересекаемым каналом Даргом, является Яманджар-сай, идущий от гор до городища Афросиаб, где он впадает в арык Сиаб. На всём его протяжении расположен целый ряд городищ: Джин-тепа, Кафир-кала, два безымянных, Найза-тепа, Тали-Барзу, Каварзор-тепа и Афросиаб. Все эти городища, как расположенные на юг от Даргома, в ныне безводной степи, так и в орошённой полосе, дают одинаковый археологический материал и одинаковые строительные признаки (за исключением Афросиаба, где город мусульманского периода уничтожил остатки домусульманских построек).
На одном из этих городищ Тали-Барзу были проведены раскопки. Городище расположено в 6 км на юг, юго-восток от Самарканда. Оно занимает около 5 гектаров и отличается характерным для археологических городищ планом. Городище представляет собой каре из разрушенных построек, а посреди двора стоит высокий холм, также являющийся руинами зданий. Исследования показали, что городище Тали-Барзу должно соответствовать городу Ривдаду, который был известен как резиденция ихшидов.
Городище расположено в 6-7 км. от Самарканда (ныне собственно на окраине города). Это отождествление принято всеми (Масон. М.Е, стр.160). Вызывает сомнение категорическое утверждение, что Ривдад был центром Маймурга. (Истахри,стр.321). Истахри пишет, что в рустаках южнее Самарканда нет соборной мечети, а в Маймурге, месте известном под названием Ривдад, была резиденция ихшида, правителя Самарканда. Из этого сообщения отнюдь не следует, что Ривдад был центром рустака Маймург. Это было лишь одно из его селений, в котором располагались замки ишхидов.