Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

Великий шёлковый путь

Программа Юнеско “Великий шёлковый путь” предусматривает проведение научно – исследовательских работ на пространстве от берегов от берегов Тихого океана до берегов Атлантического, во времени от 128 г. н.э. 11ноября 1987 года в газете “Ленинский путь” была опубликована заметка о том, что экспертами ЮНЕСКО разработана комплексная научно – исследовательская программа, названная “Шелковый путь”. По этому пути из Китая через Среднюю Азию в Рим и другие страны Европы вывозились шёлковые ткани и другие товары. В обратном порядке шли товары в Китай. Караванная торговля связывала Юго – Восточную Европу через Среднюю Азию, а также Иран и Кавказ с Монголией и Китаем.
Средневековые географы дают подробные маршруты путей этой торговли с перечнем проходимых городов, с точным указанием, сколько фарсахов отделяет один город или селение от другого, с описанием их исторической топографии и перечнем вывозимых из них товаров. Если в древности 7 – 9 вв. Караванная торговля была основана исключительно на перевозке товаров, представлявших собой предметы роскоши, например: лучшие сорта шёлковых и хлопчатобумажных тканей, серебряная и бронзовая посуда, стекло, ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, лучшие сорта оружия, то позже, в списках товаров всё чаще встречаются предметы первой необходимости, как предметы питания, так и необходимые для ремесленного производства сырья. Например, в перечне вывозимых из Булгара товаров имеются такие предметы, как кожи, берёзовая кора, бараны, коровы. “Шелковый путь” действовал на протяжении двух тысячелетий, иногда прерываясь вследствие различных событий (политических, военных), затем вновь возникая, служил средством для взаимного обмена не только товарами, но и взаимообменом культур.
В 1990 году было намечено проведение международных коллоквиумов в Петербурге и Самарканде, посвящённых проблеме “Шёлкового пути”. Упоминание Самарканда вызывает до сих пор большой интерес к проблеме “Шёлкового пути”, т.к. именно через Самаркандскую область проходил его очень важный отрезок.
 
Первый вопрос, как правило, задают: когда возник “Шёлковый путь”? 
На этот вопрос есть несколько мнений и чтобы ответить на него нужно заглянуть вглубь веков. Начнём с того момента, когда появился сам шёлк и шёлковая ткань. В учебниках и разных исследованиях говориться, что шёлковый караванный путь возник во 2 веке до н.э. Шелкоткачество в Китае известно со 2 тыс. до н.э. При раскопках в Китае была обнаружена часть картины с изображением на шёлке девушки, феникса и дракона, относящихся к ханьскому времени 3 века до н.э. В 138 до н.э В Среднюю Азию из столицы Китая было отправлено посольство Чжань Цаня. Пробыв в Среднее Азии 2 года, собрав различные сведения, посольство вернулось в Китай, где Чжань Цань дал подробный отчёт императору о своёй поездке. По описанному им пути пошли караваны с шёлком.
 
Так начался “Шёлковый путь”. Караваны челночным методом из Китая и обратно, на протяжении многих веков и способствовали торговому обмену между народами не только шёлком, но и другими видами товаров, наряду с товарами проходил обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние культур, налаживалась связь между народами и взаимопонимание. На протяжении многих веков действия “Шёлкового пути” за него велась ожесточённая борьба. Особенно важную роль на этом пути играл Самарканд. Географически город расположен так, что все пути из Ферганы, или Ташкента на Бухару, Карши и дальше, шли через Самарканд и его область. 
“Шёлковый путь” путь по Самаркандской области проходил через город Баркет от которого путь раздваивался.
Первый шёл на юг к Зарафшану и после переправы в Самарканд, далее по левому берегу реки Зарафшан, через Исбискет, Зарман, Добушю, Кермине в Рамистан, к берегу Аму – Дарьи. Второй шёл от Баркета на запад к Кебудану, Ведару, Иштыхану, Кушание, Дахкету, Раместану и к берегу Аму – Дарьи. Не случайно Самарканд и его округа имеют самое большое количество археологических и архитектурных памятников, этих свидетелей прошлого по сравнению с другими областями Узбекистана.
На территории Самаркандской области выявлено и поставлено на учёт 1536 археологических и 512 архитектурных памятников. На протяжении двух тысячелетий действовал “Шёлковый путь” с перерывами из-за различных политических или военных событий. Трассы его меняли направление, но непременно проходили через Самарканд, который в силу своего стратегического расположения привлекал многих завоевателей; 4 век до н.э. – Истемихан (западно- тюркский каганат), конец 7 века – арабы, в конце 9 века Караханиды, начало 13 века – Чингизхан, 1370 год – Тамерлан ( государство Тимура и Тимуридов), конец 15 века – Шейбанихан (государство кочевых узбеков), В конце 16 века – астраханские ханы (Аштарханиды), 1681 год – Супанкулихан, в 18 веке – мангыты (до Сеид Алимхана) и наконец 1865 - 1868 годы завоевание Россией Средней Азии. Этот краткий перечень показывает, насколько привлекательным было владение ключом от “Великого шёлкового пути”, каковым являлась Средняя Азия.
Таким образом, прокладка трассы “Великого шёлкового пути”по праву относится к Великим географическим открытиям. Его исследованию посвящено довольно большое количество научных трудов, но они носят отрывочный характер. Остаётся много белых пятен в его изучении. Кроме того, научные труды выпускаются и доступны ограниченному кругу учёных. Большая часть населения, живущая вдоль трассы, в том числе и в Самарканде, знает о “Великом шёлковом пути” очень мало. Имеющиеся знания зачастую противоречивы. Задача учёных состоит в том, чтобы устранить эти противоречия.
И последнее – символом великого шёлкового пути является верблюд. Нет сомнения, что это животное, которое называли “кораблём пустыни” играло первостепенную роль во все времена, после его приручения. На громадных просторах пустынь и Великой степи верблюд был незаменим. Но, верблюжьи караваны были не единственным видом транспорта. Там, где имелись другие, например, водные: морские и речные. О значении судоходства для истории народов мира, распространения цивилизаций, писали и пишут многие учёные, путешественники, писатели. Но тема эта далеко не исчерпана, и вопрос затрагивает регион Центральной Азии. Он касается непосредственно Узбекистана, как центра “Великого шёлкового пути”.

Ростовцев.О.М.