Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

Кушаны

Во 2 век до н. э. в Китае (провинция Ганьсу) проживали два народа: усуни и кангюйцы.

В связи созданием империи гуннов усуни и каньгюйцы были вытеснены из своих территорий и двинулись на Восток.

Усуни ушли в Семиречье, вынудив уйти оттуда юэчжей, которые прошли через Ферганскую долину в Бактрию, а каньгюйцы через Джунгарию достигли Ферганской долины, а оттуда начали расселяться по всему Мавераннахру, утвердив своё господство над Кашкадарьёй, Согдом, Самаркандом, Бухарой, Ташкентом и севером Хорезма.

Бактрия стала лёгкой добычей юэчжей, которые заняли сначала правый берег Аму-Дарьи, а потом и левый. Сто лет продолжалась борьба отдельных племён юэчжей за за власть над Бактрией. Это произошло между 140 и 130 годами до н. э, когда на эту территорию вторглись кочевые племена юэчжей ( по китайски гуйшуань, кушаны).

Вторжение приводит к распаду Греко-Бактрийского государства. Во главе пяти кушанских племён стоял вождь Кудзула, или Кадфиз.

При кадфизе 1 столицей нового государства, по видимому, стал город в долине Сурхандарьи, развалины которого сейчас называются Дальварзинтепа. Кадфиз расширил территорию государства, в которую вошла вся территория современных Афганистана, Пакистана, Кашмира.

При его сыне Кадфизе 2, территория государства охватила половину Индии, Хотан и юг Узбекистана. Кушанское царство стало одним из мировых империй.. молодое государство быстро развивалось.

Наивысшего могущества Кушанская империя достигла при царе Канишке и занимало место наряду одной из великих мировых держав наряду с Китаем, Римом и Парфией. Оно простиралось от Индии до Аральского моря. На эпоху существования Кушанского государства приходится время наивысшего расцвета древней Средней Азии, её экономики, культуры, искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля. Закладываются новые города. В искусстве на основе традиций греческой культуры, индийской и местной кочевой, складывается новое направление – Кушанское. Кушанские правители установили крепкие связи и (торговые, культурные) c Римом, Китаем и Индией. Эти связи были настолько глубокими, что Кушанскую культуру ещё называют гандхарской.(север Индии). Нынешняя территория Пакистана, Средней Азии и Индии были связаны с многочисленными связями с Афганистаном. Культурный обмен между Средней Азией и Индией усилился, когда буддизм стал официальной религией Индии. В период Кушанской империи буддизм стал важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и Средней Азией.

Центром буддизма стал город Термез в Средней Азии. Когда часть Средней Азии вошла в состав Кушанского государства, были созданы благоприятные условия для дальнейшего развития торговли с Китаем, начатой ещё в конце 2-го века до н.э. по “Великому шёлковому пути” Возможные направления торговых связей определялись составом стран, образовавших эту державу. На востоке – с Китаем, через присоединённые города – оазисы Восточного Туркестана, на юге – с Индией, северная часть которой была присоединена кушанами. На западе морской путь проходил через Египет, или по суше через Иран со странами средиземноморского бассейна, подчинёнными Риму. На севере этот путь пролегал через Хорезм и Приуралье и шёл в Восточную Европу. Древнейший маршрут торгового пути, соединивший запад со Средней Азией описан у Птолемея (со ссылкой на Марина Тиррского – географа 2-го века н.э и македонского купца Маэса Тисиана) Путь этот от Ефрата до “Каменной башни” шёл через Месопотамию, а оттуда к Экбатану (Мидия), Гекатомпилы (Парфия), Антиохию (Маргиана –Мерв), Бактру (Тохаристан) и дальше на север через Камедские горы и к “Каменной башне”, а оттуда – в страны Дальнего Востока.

Большинство исследователей отождествляют Камедские горы с Каратегином, а “Каменную башню” с Ташкурганом в Восточном Туркестане. По этому пути везли главным образом шёлк, причём торговля здесь велась, видимо, в больших масштабах и давала значительную прибыль. Посредником в торговле шёлком стремились стать парфяне. На эту же роль претендовали и Согдийцы, что приводило к значительным осложнениям во взаимоотношениях между ними. Со странами римского мира Кушанское царство было связано также морским путём через южные районы Индии.Видимо морским путём проникали в Индию и Кушанское царство многочисленные римские монеты. Путь из Средней Азии в Индию, как во времена Страбона шёл через Бактру и Ортоспану (район Кабула).

В качестве торгового пути использовалась и Амударья, причём из долины Кабула до Аму-Дарьи товары можно было доставить за 7 дней (Плиний).  О северных и восточных соседях кушан мы знаем значительно меньше.

После столкновения кушан с Китаем, в Восточном Туркестане (конец 1 начало 2 века нашей эры) политическая ситуация осложнилась, а затем не поступало никаких сведений об этих странах. Вряд ли была проторенной в это время и “северная шёлковая дорога” через Кашггар на Фергану и Чач в страну аланов и южное Приуралье. Однако торговые связи средней Азии с Китаем продолжались, о чём свидетельствуют поселения – колонии выходцев из Средней Азии, уже появившихся в это время на торговых путях.

При воцарившейся Танской династии (618-917гг) вновь устанавливаются оживлённые отношения между Китаем и Средней Азии из ряда городов (Бухара, Самарканд, Иштыхан, Кушания и другие). В 627-641гг. от Кушан направляются в Китай посольство с дарами. Из китайской летописи “Тан-шу” мы узнаём. Что в 6 веке н.э. в бассейнах рек Зерафшан, Кашка-Дарья и Аму-Дарья имелось 9 отдельных владений (Самарканд, Майнург, Кёш, Нахшеб, Иштыхан, Кушания, Бухара, Амуль и Андхой) состоявшие из города и области (землевладельческие округи). Все цари принадлежали к одной и той же династии Канн.

Старшим среди них был владетель Самарканда. Самарканд вновь упоминается в Китайских летописях 5 века н.э, но гораздо большее значение имел в это время город Ривдад, находящийся в 7 км к югу от Самарканда. Канский царь, по словам китайского летописца, происходил из дома юэчжей, а члены каннского дома, возглавлявшие отдельные владения, носили титул чжао-ву (джабгу). Из этого следует, что в период тюркского каганата отдельные княжества Согда возглавлялись, как и в Кушанское время, представителями местных династий. Эти согдийские князья, а также владетели Чача и Хорезма, сохраняя некоторую автономность, входили в состав большого политического объединения, своего рода Союз. Ат-Табари сообщает о съездах владетелей этих царств и княжеств в одном из городов Хорезма. В 7 веке н.э. представители Канского дома стали вступать в родство с тюркской династией, что впоследствии нашло своё отражение в появлении у них тюркских имён и титулов. Согд в этот период занимал небольшую территорию от Пенджикента до Термине с включением иногда долины Кёша (Шахризабз) и Нахшеба (около Карши). Письменные источники, особенно сведения Сюянь-Цаня, относящиеся ко времени около 630 г, а также результаты археологических наблюдений, данные топонимики, позволяют говорить о том, что княжества по Зерафшану в 6-7 в.н.э. мало изменились по сравнению с 5 веком. Из 9 владений Согда, общего войска не имели. В каждом княжестве были свои небольшие отряды воинов, численностью от нескольких сот человек (Маймург, Анхой), до тысячи (Кёш, Кушания, Бухара, Самарканд).

Таким образом, Кушаны захватили земли Греко-Бактрийского государства, с развивавшейся греко-бактрийской культурой, а также частью культур Индии, Афганистана и частью Мавераннахра. Все эти культуры приняли участие в формировании культуры кушан. В религии они восприняли буддизм из Индии. Влияние этих культур отразилось в ремесленном производстве, особенно в ювелирном изготовлении изображений Будды и царей. Сюань-Цань упоминает золотые троны во дворцах правителей кушан. У владетеля Бухары был трон в виде верблюда, у владетеля кушании – трон в виде барана. Влияние этих культур отразилось также в изготовлении денег – монет. на которых изображались облики царей по греческой традиции. В государстве также развивается письменность на основе арамейского письма, но выполненная кушано-бактрийским алфавитом. Однако, ещё сохранялась письменность на греческом алфавите, а в долине Зерафшана и Кашкадарьи – согдийская. Перечисление различных видов письменности свидетельствует о широких связях Кушанской империи со многими странами древнего мира и о высоком уровне развития культуры народов Центральной Азии в период её существования.